Лень или апатия. Почему подросток ничего не хочет делать и как с этим бороться?
10 ноября, 2023

Одна из самых распространенных жалоб родителей звучит примерно так: «Ребенок ничего не хочет делать». И с такой ситуацией сталкиваются многие семьи, когда их ребенок вместо того, чтобы учиться или хотя бы помогать по дому, бездельничает, предпочитая проводить время за телефоном или компьютером. Но почему подросток ничего не хочет делать и как с этим бороться? Справиться с причиной подобного поведения помогут нижеприведенные рекомендации.

Почему важно отличать лень от апатии

Проблема апатии заключается в том, что это состояние является косвенным симптомом целого ряда соматических заболеваний, таких как болезни печени и пищеварительной системы. Поэтому чем раньше будет выявлено беспокоящая ребенка патология, тем меньше времени и сил потребуется на ее лечение, а значит, подросток быстрее вернется к нормальной жизни.

Если в физиологическом плане с ребенком все нормально, но на лицо все признаки апатии, значит, причина кроется в серьезном заболевании психического характера – например, депрессии, шизофрении или пограничном расстройстве личности.

К сожалению, из-за того что современные подростки эмоционально неустойчивы, не всегда можно быстро определить, чем именно вызваны такие перемены в поведении. Однако при первых же тревожных сигналах нужно обращаться за помощью к специалистам. Если все дело в обычной лени, с этой проблемой поможет справиться психолог. В случае развития полноценной апатии нужен специалист не в психологии, а в психиатрии.

Как понять — у подростка лень или апатия

В апатичном состоянии ребенка не интересует ни учеба, ни друзья, ни близкие. Даже если он постоянно сидит в телефоне, он делает это не для развлечения, а просто по привычке. Также для подростка с апатией характерно пренебрежение собственным внешним видом и питанием. Все реакции становятся заторможенными, а ответы на любые вопросы – безэмоциональными и односложными. При этом на попытки выяснить, что именно его беспокоит, ребенок не сможет дать вразумительного объяснения и назвать причину своего состояния.

В то же время ленивый подросток может спокойно рассказать, чем конкретно ему лень заниматься, а также с чем именно такое поведение связано. К примеру, ему очень не хочется готовиться к контрольной, но он с радостью откликнется на просьбу матери выгулять собаку или с интересом обсудит с отцом последние технологические новинки.

Почему подростки бывают ленивыми

  1. Обычная усталость. Среди взрослых бытует мнение, что в период юности ребенок обладает нескончаемым запасом энергии. Но это заблуждение. Длительная монотонная нагрузка – причем не только физическая, но и интеллектуальная – детям дается в разы сложнее, чем взрослым. Поэтому нужно с пониманием относиться к потребностям подростка. Также важно предоставить ребенку личную свободу и возможность периодически оставаться наедине с собой, что благотворно скажется на его психическом здоровье.
  2. Отсутствие мотивации. Это может быть связано с несколькими причинами: ребенок не понимает смысл навязываемой деятельности, у него отсутствуют жизненные перспективы, в попытке что-то сделать подросток потерпел неудачу и т.д. С каждой такой ситуацией нужно разбираться в индивидуальном порядке.
  3. Слабая воля. У детей, которые выросли в определенных условиях, плохо развит навык волевого усилия. При гиперопеке ребенка фактически приучают быть беспомощным, потому что все за него выполняют родители. А при авторитарном стиле воспитания, привыкнув слушаться, учащийся начинает действовать только после прямого указания от взрослого. Лень же, по сути, обеспечивает ребенку передышку перед очередным заданием от близких.
  4. Пресыщение. Возможность получить все, что пожелаешь, со временем негативно сказывается на вкусе к жизни, заставляя искать все более сильные раздражители в попытке вернуть себе прежний интерес к окружающей действительности. Дети очень быстро привыкают к комфорту, а любые ограничения и необходимость прилагать усилия вскоре начинает восприниматься ими как нарушение личных прав. В результате, вместо любопытства и каких-либо стремлений подросток испытывает лишь лень и скуку.
  5. Лень как признак протеста. Если в семье наблюдается неразрешенный конфликт, он крайне негативно будет сказываться на отношениях. Когда ребенок не может противостоять воле родителей и видит, что с его мнением не считаются, естественно, в нем зарождается обида. И поскольку дети не всегда способны выразить свои чувства напрямую, негатив начинает появляться в форме саботажа: игнорируются просьбы и не выполняется то, что взрослым особенно важно. Таким образом дети неосознанно пытаются взять реванш за ту несправедливость, с которой им пришлось столкнуться ранее, пусть даже выиграть в этом противостоянии вряд ли смогут.
  6. Лень как обычный образ жизни семьи. Бывает, родители требуют от своих детей того, что им самим совершенно не свойственно. Ребенок же, с детства наблюдая за взрослыми, постепенно перенимает их взгляды на жизнь, поведение и отношение к окружающим. И если родителям свойственно потребительство, брюзжание и привычка перекладывать ответственность на других, то и подросток со временем станет точно таким же.

Как помочь и не навредить

Чтобы помочь своему ребенку, родители ни в коем случае не должны делать следующее:

  1. Заставлять. В данной ситуации главная задача взрослого – восстановить мотивацию своего чада к обучению, саморазвитию и активной жизни в целом. Важно научить ребенка получать радость и удовольствие от своей деятельности, чего будет крайне сложно добиться, если подросток ощущает строгий контроль и действует только по указке.
  2. Ругаться. Такой способ наказать ребенка не только опасен для его ментального здоровья, но и фактически бесполезен. Если часто повышать голос на подростка, со временем он попросту привыкнет к такому поведению своей родни и перестанет обращать на крики взрослых какое-либо внимания. Поэтому если и использовать этот прием, то лишь в экстренных случаях в моменты опасности.
  3. Винить. В ходе обучения детям приходится сталкиваться с большими нагрузками.  Пытаясь везде успеть, дети быстро выматываются, из-за чего теряется концентрация, дает о себе знать накопленная усталость. В таком случае чадо нуждается не в осуждении, а в поддержке и в подтверждении того, что родители его любят независимо от успехов в учебе, всегда готовы прийти на выручку.
  4. Принимать решение за ребенка. Одна из основных ошибок родителей – это попытка спланировать жизнь чада, предварительно с ним не посоветовавшись. Взрослые записывают детей в разные кружки или секции, руководствуясь своими представлениями о том, что ему сейчас нужнее всего. Лучше предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать то, чем он хотел бы заниматься, пусть и ограничив в выборе.

Хорошим решением будет обратить внимание на интересы собственного ребенка. Одним детям нравится изучать все новое, при этом не имеет значения, каким именно предметом заниматься. Другие отдают предпочтение конкретной тематике и относятся к познанию как к прикладному процессу, призванному помочь им разобраться в интересующих вопросах. Наблюдая за своим ребенком, нужно постараться определить его темперамент и то, от чего он обычно получает удовольствие.

Кроме того, нужно самим подавать пример своему чаду. Дети очень многое перенимают именно от родителей. И когда взрослые активно читают книги, стараются развивать свои навыки, повышают квалификацию, ребенок со временем тоже начинает тянуться к новым знаниям. Если же родители любят заниматься спортом, то и дети будет очень активным. Поэтому один из самых лучших советов для родителей будет звучать так: нужно стремиться самому быть тем человеком, каким хочется видеть своего ребенка.‍

Задайте правильные вопросы. Нельзя помочь ребенку, если неизвестна причина произошедших с ним изменений. Выяснять это поможет ряд наводящих вопросов:

  1. «Как давно у тебя пропало желание что-либо делать?». Это позволит понять, что именно послужило отправной точкой для развития у ребенка текущего состояния. Дело в том, что желание ничего не делать для людей в обычной ситуации не характерно, а для детей – тем более. Каждый ребенок от природы крайне любопытен и азартен. Однако рано или поздно он начинает сталкиваться с преградами в виде правил и ограничений, что сразу охлаждает его пыл. И столкнувшихся хотя бы с парой подобных ситуаций, ребенок начинает терять прежний азарт.

2. «Из чего сейчас состоит твой обычный день?». Если ребенок не залеживается в кровати по утрам, следит за гигиеной и внешним видом, не забывает питаться – это уже хороший знак. Если же он не против еще и посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или пообщаться с друзьями в соцсетях – значит, ему просто не хочется лишний раз напрягаться, что обычно наблюдается при сильной усталости. А вот когда подростку вообще ничего не хочется – он только лежит на кровати и вообще не интересуется окружающей действительностью, тут уже пора бить тревогу. Ребенку явно нужна помощь специалистов.