ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ В УЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ!
18 июня, 2021

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр.

     Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Что же такое неуспеваемость?

     Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Психологическая характеристика неуспевающих.

Недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным от ношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности  могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно. Известная поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.

         Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб занятиям и познавательному чтению. Многие подростки уделяют много времени спортивным тренировкам и подвижным играм, работе в кружках.  Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к учебе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении учебы: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно. Мы наблюдали случаи, когда даже кружок выбирается по желанию родителей.

         Не только отрицательное отношение к учебе по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки («хотя бы троечку») становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей — все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

         Таковы некоторые черты личности учащихся-подростков, вызывающие отставание. Мы не говорили о пробелах в знаниях, умениях, навыках, так как эти причины являются одновременно и признаками отставания.

Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая.

В познавательной сфере причинами неуспеваемости может быть недостаточная сформированность у учеников определённых качеств познавательных процессов:

  • низкий уровень развития памяти (зрительной, слуховой, кинестетической), которая лежит в основе обучения;
  • недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения полученных знаний на практике;
  • недостаточный уровень развития свойств внимания, в основном распределения и переключения;
  • построение программы обучения без учета активного канала восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) у учеников.

Основными причинами  неуспеваемости, обусловленными эмоционально-волевой сферой, могут быть:

  • высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности;
  • на успехи ребёнка влияют на самооценку. Низкий уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с учащимися и учителями. Неадекватно завышенная самооценка также может привести к конфликтным ситуациям между учителем и учеником, учеником и учеником. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки учителя по отношению к ребёнку, и от его положения в коллективе сверстников.
  • отрицательно сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность.

    Родители  в  большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят  в  основном  за отметками. Сущность образованности и ценность знаний и  умений  для становления ребенка как  человека,  как  активного  члена  общества,  отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного на занятиях , что нового  они  узнали,  каких  успехов  достигли,  не  спрашивают  о  том, довольны ли они своей работой и  довольны  ли  ими  учителя.  От  того,  что родители  не  вникают  в  содержание  деятельности  детей,  они  не   могут, естественно, судить о ее качестве (видят только  количество — много  или  мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому  они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но  часто:

  • и мешают этому: вольно или невольно создают  у детей заниженную или завышенную самооценку. Заниженную оценку создают те родители, которые,  желая в душе, чтобы их дети  были  самыми  лучшими,  самыми  способными,  и,  видя отдельные неудачи детей, попрекают их:

«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу»,

Другие, поддерживая завышенную самооценку сына  или  дочери,  всегда  готовы согласиться с тем, что его  (её)  не  оценили  по  достоинству

  •          Для отстающих детей  в  отношении  к  ним  родителей  важна поддержка, внимание, ласка, для способных же главное — положительное  отношение родителей к образованию.
  • Успешности учения  благоприятствует  атмосфера  дружбы  с родителями, совместное проведение досуга, взаимное доверие.