Воспитание нравственности у подростков основывается на взаимодействии двух основных китов: образовательное учреждение и семья. На современном этапе лидирующую позицию в воспитании духовно-нравственных ценностей занимает взаимодействие педагог-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями. Семья и учреждение образования – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности. Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания. Семья – залог нравственного воспитания.
Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родители даже не подозревают, что у их детей формируются социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание будущих личностей.
Советы родителям по созданию благоприятных условий, в которых формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи
Совет 1. Подросток имеет право быть любим независимо ни от чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на еще несформировавшуюся психику, даёт широкий простор для проявления чувств, формирования и реализации нравственных потребностей подростка.
Американский и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
Совет 2. Подросток имеет право расти в атмосфере искренности и доброты.
Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман подросток подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.
Если вашему чаду нельзя сообщать что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым юношеской проницательностью.
Совет 3. Подросток имеет право на разъяснение и рассуждение.
Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.
Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.
Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения.
И содержание, и тон, и место, и время разговора — всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко нравственном поступке», — писал В. А. Сухомлинский.
Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. Она утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и подростка, открывает путь в его духовный мир.
Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают подростка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у подростков чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.
В чём же вред упреков в воспитании? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Совет 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания.
Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Совет 5. Закон понимания слов «можно», «надо», «нельзя».
Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит разумно относиться к своим желаниям. Желаний у подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.
В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
Совет 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.
Совет 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Подросток должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Совет 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.
Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры — модель для подражания и активного использования в жизни.
Совет 9. Создание условий для общения подростка с нравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл — значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию подростков
1) будьте примером для своего чада;
2) не требуйте того, что не можете сами;
3) создавайте для вашего ребёнка культурную среду, позаботьтесь о его окружении;
4) придерживайтесь сами тех норм и правил, которых требуете придерживаться подростка;
5) если не знаете, почему случились перемены в поведении вашего ребенка — обратите внимание на поведение его друзей и ближайшего круга общения;
6) воспитание — дело совести; образование — дело науки: позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга;
7) не забывайте: подростки учатся у тех, кого любят;
8) родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания;
9) семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро;
10) лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой.
Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ваш ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться тем, каких людей вы воспитали.