23 ноября 2018 года в филиале колледжа проводился психолого-педагогический семинар для родителей учащихся первого года обучения. Темой семинара было заявлено «Как выстроить отношения или обходя острые углы». В рамках Всемирной кампании против СПИДа и Всемирного дня борьбы со СПИДом была включена тема «О роли семьи в профилактике ВИЧ-инфекции».
Начался семинар с выступления педагога социального. Ольга Александровна Ребковец информировала родителей о том, как и почему нужно говорить с детьми о Вич-инфекции. На встречу с родителями был приглашен специалист ГУ «Брестский зональный центр гигиены и эпидемиологии» — врач Толпеко Виктория Олеговна, которая ознакомила родителей с той информацией о ВИЧ, которую они могут донести до своих детей.
Педагог социальный продолжила семинар и рассказала о конфликтах между родителями и детьми и их причинах. Педагог-психолог Шевцов Андрей Владимирович ознакомил присутствующих с наиболее эффективными способами разрешения детско-родительских конфликтов.
В завершение родителям были розданы памятки по разрешению конфликтов и памятки, содержащие информацию о ВИЧ-инфекции.
ПАМЯТКА
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ
РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Конфликты в семье и пути их разрешения
Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать спорить, ругаться с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви — километры шагов».
Правила общения при конфликте с ребенком
Если вы находитесь в позиции слушающего:
-проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
— старайтесь действительно понимать ребенка;
— не давайте конкретных советов: помните, что лучшие решения в конфликте- это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала- и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Если Вы находитесь в позиции говорящего:
— не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
— не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
— сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
— не описывайте личность ребенка, тем более говоря: ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
-избегайте использования слов «всегда», «никогда», в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните, понимаете.
Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка.
В этом способе существует пошаговая схема, которая позволяет изменить ситуацию к удовлетворению обоих сторон противостояния.
Первый шаг
Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.
Второй шаг
Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными.
Третий шаг
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.
Четвёртый шаг
Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»
Пятый шаг
Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.
Шестой шаг
Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».